Словарь Брокгауза и Эфрона
Юмор, лат., первоначальное значение - жидкость, сок; затем означало темперамент (в связи с взглядами средневеков. медицины на темперамент как на сочетание телесных жидкостей: крови, желчи, слизей) и настроение, веселое или печальное. Ныне под сл. Ю. понимают особую манеру художественного изображения; соединение комизма с серьезностью, "возвышенное в комическом" ("смех сквозь невидимые миру слезы" у Гоголя), добродушное осмеивание людских пороков и слабостей с целью вызвать мысль о контрасте низменного и пошлого с возвышенным и идеальным и создать в зрителе и читателе после смеха тихую грусть от сознания несовершенства человеч. природы и жизни. Соответственно такой манере художеств. изображения смешанное душевное настроение, представляющее собою как бы синтез комического с трагическим, носит также название юмора. См. Lazarus, "Das Leben der Seele" (1883), Bahusen, "Das Tragische und der Humor" (1877), Lipps, "Komik und Humor" (1898).
Словарь по общественным наукам
Юмор - особый вид комического, сочетающий:
- насмешку и сочувствие;
- внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным.
БСЭ
Юмор (англ. humour - нравственное настроение, от лат. humor - жидкость: согласно античному учению о соотношении четырёх телесных жидкостей, определяющем четыре темперамента, или характера), особый вид комического; отношение сознания к объекту, к отдельным явлениям и к миру в целом, сочетающее внешне комическую трактовку с внутренней серьёзностью. В согласии с этимологией слова, Ю. заведомо "своенравен", "субъективен", личностно обусловлен, отмечен отпечатком "странного" умонастроения самого "юмориста". В отличие от собственно комической трактовки, Ю., рефлектируя, настраивает на более вдумчивое, серьёзное отношение к предмету смеха, на постижение его правды, несмотря на смешные странности, - в этом Ю. противоположен осмеивающим, разрушительным видам смеха.
В целом Ю. стремится к сложной, как сама жизнь оценке, свободной от односторонностей общепринятых стереотипов. На более глубоком (серьёзном) уровне Ю. открывает за ничтожным возвышенное, за безумным мудрость, за своенравным подлинную природу вещей, за смешным грустное - "сквозь видный миру смех... незримые ему слезы" (по словам Н. В. Гоголя). Жан Поль, первый теоретик Ю., уподобляет его птице, которая летит к небу вверх хвостом, никогда не теряя из виду землю, - образ, материализующий оба аспекта Ю.
В зависимости от эмоционального тона и культурного уровня Ю. может быть добродушным, жестоким, дружеским, грубым, печальным, трогательным и т. п. "Текучая" природа Ю. обнаруживает "протеическую" (Жан Поль) способность принимать любые формы, отвечающие умонастроению любой эпохи, её историческому "нраву", и выражается также в способности сочетаться с любыми иными видами смеха: переходные разновидности Ю. иронического, остроумного, сатирического, забавного. Сопоставление с основными видами комического многое уясняет в существе и своеобразии чистого Ю.
...
Энциклопедия эзотеризма
ЮМОР - в эзотеризме (см.) - одно из главных душевных качеств Посвященного. Способность к самоиронии позволяет лучше познать себя и других. Ю. нередко предшествует медитации и совершению молитвы.
Даль
ЮМОР м. англ. веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии.
Какие будут соображения?
Ум, оценка, душевные качества, действие, темперамент... чего только нет...
Вся карта... ? или не совсем вся?
На ЧТО посмотрим в первую очередь, если хотим выяснить КАКОВ юмор у конкретного человека?
Отредактировано Vasilisa (2007-05-01 16:47:26)