Маrия ¬ ВЧЕРА И СEГОДНЯ.
... В разных местах ero называют по-разному. На западном побережье Африки он нrомбо, в Центральной Африке¬ нианrа, у народностей фанrа мбунrа.
В Южной Америке он курандейро, фейтесейро ¬ у roворящих по-портуrальски в Бразилии, а в Перуанских Андах он бруджо. В Малайе он мендунr, на Борнео ¬маданr, на Яве ¬ дикун. У rренландских эскимосов он анraкoк...»
«... Он и aстролог, и arpoнoм , и метеоролог... Он rоворит, коrда сеять и когда начинать уборку урожая.
Он решает .'lичные проб.'lемы соплеменников и предупреждает девушек об опасности свободной .'lюбви. В сущности, это хранитель обычаев CBoero П.'lемени, наставник, заботящийся о морадьном, физическом и духовном здоровье соплеменников».
¬ Уже владея врачебным rипнозом, уже преподавая аутотренинr и ролевой тренинr, уже со мноrими ничеrо не добившись...
Да, тодько дет через десять ПОС.'lе нача.'lа профессионадьных занятий психотерапией я начал поиимать, чем, собственно, занимаюс¬
Иска.'l путь к интеrральной медицине и интеrралыlOМу че.'lовековедению. ДОРОЖКИ пошли к истокам.
Цитаты выше ¬ из книrи американца rарри Райта, врача и путешественника, «Свидете.'lЬ колдовства».
К переводу этой книrи мне доведось писать преДИС.'lовие, в коем сказано, что это ие совсем преДИС.'lовие, а скорее попытка профессиоиа.'lьноrо отзыва о работе колдунов
и об их пациентах...
Мир призраков, власть страха. Верования и обряды их ПрИЧУД.'lиво мноrообразиы, но в сути своей иеизменно схожи. Их миром управ.'lЯЮТ духи ¬ вездесущие и непоСТИЖИJI,{ые нача.'lа добра и зла. Духи моrущественны и коварны, несrоворчивы и мстительны. В их В.'lасти поrода и урожай, БО.'lезнь и здоровье, счастье и несчастье...
Невидимые, но моrущие принимать любую форму ¬ зверя, предмета, че.'lовека, ЯВ.'lения или отвлеченноrо понятия, ¬ они вселяются во .все и вся и всюду вершат свой ПрОИЗВО.'l. В их мотивах леrко усмотреть обычные человеческие побуждения. Люди приписывают божествам свою собственную ПСИХО.'lоrию, осознаваемую стo.'lь же смутно, как и законы мира. В сущности, ОНИ живут в двойном мире. Первый ¬ мир их обыденной реа.'lЬНОСТИ, деятельности, второй ¬ призрачный. Тот и друrой r.'lубоко спаяны в их МЫШ.'lении.
Быть может, мы .'lучше поймем это, вспомнив, как часто ребенок одушеВ.'lяет предметы и приписывает животным че.'lовеческие побуждения, как .'lerKO верит в водшебные слова и действия... ПРИЧИННО-С.'lедственный порядок мира в ero разуме еще не обозначи.'lСЯ: ero .'lerKO убедить, что убийство .'lяrушки может повлечь за собой дождь, а ес.'lИ побить студ, о который ушибся, БO.'lЬ утихнет, ¬ и ведь действительно утихает!... Коrда видишь BOKpyr себя множество необъяснимых совпадений, очень просто прийти к выводу, что связь вещей и событий не имеет оrраничений. Коrда не знаешь почти ничеrо, а понять нужно все, естественно объяснять не:щакомое через знакомое. Понача.'lУ же самым знакомым Д.'lЯ всяKoro кажется собственная персана.
Вот и маrия: все может В.'lИЯТЬ на все, и на меня в том числе. Значит, и я Mory влиять на все, совершая опреде.'lенные действия, сочетая сдова, предметы, поступки...
Это стихийное, как бы само собой вытекающее из природы предположение о неоrраниченной связи Bcero со всем есть, в сущности, зачаток научноrо мышления;
это первый, пока еще хаотический способ объяснения мира. Люди все время ищут причины и связи явлений:
с каким упорством они выискивают виновников своих страданий инеудач!..
Опыт в конце концов выделяет из сонма мнимых причин реадьные и начинает строить здание истины. Беспорядочное комбинирование приводит к открытиям.
Маrия ¬ бабушка науки. Внучка шаr за шаrом осущеСТВ.'lяет ее несбыточные мечты. Но никакие достижения, никакое развитие ЭКОНОМИКИ и кудьтуры еще lIе деJlает разум руководите.'lем че.'lовека.
М-аrическое МЫШ.'lение не исчезает и в самых цивилизованных обществах. Остатки ero можио ПрОС.'lедить и в некоторых наших обычаях (например, в застольном чоканье), во множестве суеверий и предрассудков, даже у ВПО.'lне образованных .'Iюдей. Спортивный болельщик вряд ли подозревает, что ero радости и оrорчения коренятся в маrии. Молодой математик, отправ.'lЯЯСЬ защищать диссертацию, зачем-то берет с собой ма.'lеIlЬКИЙ талисман...
Даже боязнь сквозняков скорее маrична, нежели научно обоснована. Изrнание маrии из сознания, тем паче из подсознапия, ¬ дело не такое уж леrкое, корпи r.'1Yбоки...
Что же требовать от .'1юдей, разум которых изолирован от потока общече.'lовеческой кудьтуры, скопан обычаями и суровымн законами rрупповоrо соподчинения?
Они вовсе не лишены задатков BblcoKoro развития. В привычной среде, в практичеСКIIХ ситуациях, выверенных опытом, они MorYT быть трезвы и близки к разумности. Только там, rде начинается неподвластное, rде Непонятное обрушивается на них неожиданными препятствиями, уrрозами и несчастьями, их де.'lовая ориентировка уступает место слепому страху.
Там, rде начинается страх, кончается мысль.
Он нужен ¬ этот человек, бесстрашно вступающий в связь с Непонятным. Он нужен ¬ заК.'lинатель, вырывающий милости духов и оrраждающий от их произвола.
Пусть он, тайновидец, ведет и прорицает, исцеляет и вершит правосудие, пусть ПО.'lьзуется почетом и всеми мыслимыми привилеrиями. Они выде.'lЯЮТ ero из своей среды.
Мноrоликий манипулятор.
Настоящие колдуны, как и сказочные, бывают и добрыми и злыми.
Но каким бы он НИ бы.'l, колдун может иrрать свою роль .'lишь при одном условии ¬ полной духовной власти. Первейшая забота ¬ .'lюбыми способами доказать, что всеведущ и всеrда прав. Фокусничество, жульничество, провокации ¬ рядовые средства. Делать хорошую мину при П.'lохой иrре, ни в коем случае не показать, что беспомощен, уметь представить дедо так, что все было предвидено. Ес.'lИ добиваешься желаемоrо, авторитет возрастает; если не добиваешься, ¬ сумей представить это виной тех, кто не понял, ослушался или злостно препятствова.'l. Б.'lаrо сородичей ¬ забота, оправдывающая и убийства.
Если же хоть единожды выказал бессилие, если поражение очевидно, ¬ это конец. Страх и слепая вера... Ведомы .'lИ они им самим? Вероятно, да, коддуны тоже люди. Но страх противопоказан, преОДО.'lение ero ¬ rлавный момент психолоrической подrотовки. Что же касается веры, то здесь двойственность... С одной стороны, наД.'lежит верить сильнее, чем кому бl>l то ни бы.'lО, иначе не сможешь веру внушать. С друrой ¬ быть трезвым скептиком и, обманывая друrих, остереrаться самообмана. Смесь цинизма и фанатизма...
Жизнь колдуна полна риска и напряжения, неведомоro сородичам. Испытате.'lЫIЫЙ отбор на ДО.'lжность весьма суров. Всеrда уrрожает позорное падение; вместе с почитанием, раболепием ¬ злоба, месть, зависть, жесточайшая конкуренция. Борьба за власть, при всех временных croBopax, не знает пощады и не признает никаких правил. Колдун колдуну ¬ всеrда Bpar.
Почему вакансия эта никоrда не пустует?..
«ПСИХО.'lоrическое порабощение одних .'Iюдей друrими старо как мир. На земле всеrда бы.'lИ .'lЮДИ, жаждавшие власти. Но искусная, хорошо продуманная практика ОВладения че.'lовеческим сознанием, контроля над ним, практика превращения этоrо созиания в r.'lИНУ, из которой можно вылепить все что уrодно, ¬ это вклад, за который общество обязано прежде Bcero знахарям».
«... В .'lюбом С.'lучае он тонкнй психолоr. Он ДО.'lжен быть и политиком, и артистом. Он понимает свою аудиторию, которая ждет от иеrо и развлечения, и заботы...»
«Колдун часто бывает че.'lовеком ущербным ¬ физически или социально. Он может быть слабовольным И.'lИ ка.'lекой, даже эпилептиком... Зачастую он подвержен видениям, трансам и друrим анормальным психолоrическим состояниям. В некоторых П.'lеменах знахаря называют тем же словом, что и помешанных...»
На первый взrJIЯД парадокс: «физическая ИЛИ социальная ущербность» ДО.'lжна мешать? Однако недаром В народных сказках колдун обыкновенно rорбат и УрОД.'lИВ.
Мноrие тысячелетия уродство властвовало над кра сотой, болезнь ¬ над здоровьем...
Родь колдуна задана сознанием ero СОП.'lемеиников: на земле всеrда было достаточно людей, жаждавших, чтобы над ними властвовали.