Дейн Радьяр
Лунный цикл. ключ к пониманию личности.
Глава 4
ЧАСТЬ ФОРТУНЫ
Часть Фортуны как показатель развивающейся солнечно-лунной взаимосвязи

О том, откуда именно произошла система Арабских Частей сведений довольно мало. Предполагается, что эта система была создана в средние века арабами, чья великая культура в то время уделяла большое внимание математическим концепциям и искусству геометрии. Эту систему переняли астрологи классической эры в Европе, в частности Джон Гэдбюри. Однако ее использование всегда было довольно ограниченным, и из огромного числа Частей, перечисленных Гэдбюри, европейские астрологи широко использовали лишь Часть Фортуны. Ее применяли в большинстве случаев, мало понимая ее истинное значение и ее функцию в "органическом" подходе к интерпретации карты рождения. Даже одно ее название — и вообще слово "часть" — говорит о том, сколь узким было это понимание
Действительно, значение концепции астрологических Частей весьма невелико, если ее не рассматривать как ценное дополнение к теории "циклов взаимосвязи". Часть — это просто практическое средство для оценки (в любой момент цикла взаимосвязи, создаваемой движением двух небесных тел) статуса и цели этой взаимосвязи. Это подвижный показатель, отмечающий ход изменения этой взаимосвязи — показатель, который весьма аналогичен любому показателю, который сегодня используется при построении диаграмм вечно меняющегося равновесия между двумя или более типами постоянно возрастающей или убывающей активности. Это математическое выражение динамической взаимосвязи между двумя движущимися телами, а координатами, относительно которых диаграмма изображается на бумаге, являются горизонт и меридиан.
Горизонт и меридиан — это основные показатели положения наблюдателя на поверхности Земли. Можно сказать, что это некий критерий, с которым соотносится всякий человеческий опыт. Если мы вспомним то, о чем говорилось во второй главе данной книги — а именно, что всякий цикл взаимосвязи между двумя небесными телами предполагает третий фактор, Землю, который изначально обуславливает цель взаимосвязи, мы легко увидим, что эта структура горизонта и меридиана четко устанавливает характер этого третьего фактора. Например, лунный цикл имеет смысл только с точки зрения способности к восприятию земных созданий, которые наблюдают его изменение в ночном небе; а "солнечный" импульс (или тон), высвобождаемый в новолуние и получающий возможностью отрабатывать свою энергию через посредство конкретных "лунных" структур, имеет своей основной целью удовлетворение потребности этих порожденный Землей организмов. По сути дела задача данной книги состоит в том, чтобы научиться лучше понимать отдельных людей, а для того, чтобы безошибочно установить характер их потребностей и реакций, мы должны точно определить то место на Земле, где живут эти люди. Это место определяется его горизонтом и меридианом.
Следовательно, астролог берет в качестве критерия горизонт и меридиан места рождения и строит карту изменения солнечно-лунной взаимосвязи по отношению к нему. Метод такого построения чрезвычайно прост. Солнечно-лунная взаимосвязь в астрологической символике измеряется угловым расстоянием (в долготе) между двумя движущимися "светилами". Это угловое значение в новолуние составляет 0°, а в полнолуние — 180°. Таким образом, все, что необходимо сделать — это взять угловое значение солнечно-лунной взаимосвязи в любой момент лунного месяца и прибавить его (или вычесть) к долготе восточного конца горизонта, к Асцен-денту. Когда Луна прибывает, этот солнечно-лунный угол прибавляется, а когда Луна убывает, то его вычитают от долготы Асцен-дента. Если, к примеру, рождение имело место в фазе "первой четверти" и с Асцендентом в 1° Овна, долгота показателя солнечно-лунной взаимосвязи составляет 90° далее по Зодиаку, или 1° Рака. Но если рождение имело место в фазе "последней четверти", то долготу этого показателя следует искать на 90° раньше 1° Овна, то есть в 1° Козерога. Этот показатель и называется "Частью Фортуны", и ниже я дам простое правило для быстрого определения его зодиакального положения.
Если бы полярная ось Земли располагалась точно под прямым углом к плоскости вращения Земли вокруг Солнца ("эклиптике"), то зодиакальная долгота меридиана во всех картах рождения всегда отстояла бы от зодиакальной долготы горизонта на 90°. Если бы дело обстояло так, то солнечно-лунный показатель (Часть Фортуны) определялся бы так:

в новолуние соединение с асцендентом
или куспид I дома.
в первой четверти соединение с точкой надира,
или куспид IV дома.
в полнолуние    соединение с десцендентом
или куспид VII дома.
в последней четверти соединение с серединой неба
(зенитом) или куспид X дома.
Затем этот показатель перемещался бы через первые три дома по мере того, как Луна прибывает от фазы новолуния до фазы первой четверти; через четвертый, пятый и шестой дома, пока Луна увеличивает свою яркость до полнолуния; через седьмой, восьмой и девятый дома, по мере того, как яркость убывает до фазы последней четверти; и через десятый, одиннадцатый и двенадцатый дома по мере того, как Луна постепенно исчезает в свете восхода. Соответствие между четырьмя ранее описанными периодами лунного месяца и четырьмя квадрантами (или секторами) карты рождения было бы отличным.
Однако, так может получиться только, если человек родился на экваторе, или близко от него, или когда случилось так, что восходят некоторые знаки Зодиака. Вообще говоря, чем выше широта рождения, тем больше разница между фактическим значением угла горизонт-меридиан, когда он измеряется с точки зрения зодиакальной долготы, и теоретическим значением в 90°. В результате солнечно-лунный показатель не попадает в точности на куспид четвертого дома в фазе первой четверти, или на куспид десятого дома в фазе последней четверти, а отклоняется в ту или другую сторону от линии меридиана. Однако, в новолуние этот показатель всегда совпадает с Асцендентом, а в полнолуние — с десцендентом.
Чтобы упомянутые выше соображения стали яснее, давайте возьмем для примера карту рождения великого немецкого философа графа Германа Кайзерлинга. Он родился в Эстонии — тогда она была провинцией царской России — 20 июля 1880 года, примерно в 9:36 пополудни по местному времени. В момент его рождения горизонт простирался от 9° Рыб на востоке до 9° Девы на западе. Солнце располагалось под горизонтом в шестом доме в 28° Рака, а Луна двигалась к зениту, помещаясьв 14° Козерога в одиннадцатом доме. Это означает, что Кайзерлинг родился чуть больше, чем за день до полнолуния, очень подходящее время для человека, чья жизнь была посвящена задаче человеческого понимания, для человека, который писал: "Моя доктрина выступает за живую душу в противопоставлении концепции абстрактного человека. Именно с этой точки зрения она заново формулирует все старые вопросы". ("Моя Жизнь и работа").
"Живая душа" (по крайней мере в узком смысле этих слов) — это Луна, противопоставленная "абстрактному" или довольно архетипическому человеку, представленному Солнцем. В карте Кайзерлинга Луна стоит одна над горизонтом (Солнце и все планеты располагаются под горизонтом и не видны), то есть она находится в положении доминирующей значимости, как Дающая-свет в небе личности философа. В таком случае, когда активность Луны подчеркнута, чрезвычайно необходимо правильно и полно оценить характер солнечно-лунной взаимосвязи. Недостаточно сказать, что Луна близка к полнолунию; сказать, что Солнце и Луна — "в оппозиции" означало бы допустить неточность, так как то угловое расстояние, которого не хватает до точной оппозиций (180°) сол- нечно-лунной взаимосвязи, довольно велико (14°). Поэтому я считаю, что весьма важно найти точное определение этой солнечно-лунной взаимосвязи так, чтобы можно было оценить ее воздействие на другие факторы в карте или связанность с этими факторами, постольку поскольку это относится к изучаемой человеческой личности. С этой целью мы рассчитываем зодиакальное положение солнечно-лунного показателя, или Части Фортуны.
Для начала мы знаем, что она будет находиться в шестом доме карты рождения Кайзерлинга, потому что этот показатель при точном полнолунии всегда совпадает с Десцендентом (куспидом седьмого дома), а если Луне не хватает до полнолуния всего 14°, значит она должна находиться в шестом доме, если только данный человек не родился вблизи одного из полюсов. Чтобы с легкостью рассчитать точный зодиакальный градус Части Фортуны, долготу Луны нужно прибавить к долготе Асцендента, а затем из суммы вычесть долготу Солнца. Для простоты эту задачу можно представить следующим образом:
Долгота Асц                                  12-й знак Зодиака + 9° (9° Рыб)
Плюс долгота Луны              10-й знак Зодиака +14°(14° Козерога)

Равняется                                                   22 знака Зодиака + 23°
Или                                                            21 знак Зодиака + 53°
Минус долгота Солнца                                     4 знак Зодиака + 28°
                         Равняется                        17 знакам Зодиака + 25°
                     или                                        5-й знак Зодиака + 25°

Солнечно-лунный показатель располагается в 25° Льва (пятый знак Зодиака). Следовательно, он не только находится в шестом доме, но и помещается почти на полпути между Меркурием и Марсом.
Троцкий 7 ноября 1879 г. 47°N-31°E 10:09 pm
Ленин 22 апреля 1870 г. 54°N - 48°E 9:42 рш

Для того, чтобы проиллюстрировать влияние зодиакального искажения, возникающего из-за широты, на положение солнечно-лунного показателя в домах, в качестве примеров приводятся карты Ленина и Троцкого. В обоих случаях взаимосвязь между Луной и Солнцем прошла фазу последней четверти, но у Ленина показатель взаимосвязи попадает в девятый дом вместо десятого (где он находился бы, если бы земная ось была перпендикулярна эклиптике). В случае Троцкого показатель находится в десятом доме, но довольно далеко от середины неба. Его положение между находящимися в соединении и ретроградным Марсом и Нептуном, и в оппозиции к Солнцу дает примечательный символ карьеры этого русского революционера и его бескопромиссной (и трагической) позиции, которая привела его к смерти — как мы увидим, когда подойдем к рассмотрению значений контактов между Частью Фортуны и планетами.

Часть Фортуны как показатель личности и счастья

Пример из области акустики даст нам на этом этапе новый подход к Части Фортуны, которая должна привнести много ценных симптомов. Музыкальный тон, произведенный скрипкой или тромбоном, содержит "основной" тон и множество "обертонов". Количество, положение, относительная интенсивность этих обертонов, их взаимосвязь с основным тоном являются теми основными факторами, которые отвечают за "тембр" или окраску звуков, производимых музыкальными инструментами. Они отличают ноту "до", исполняемую на скрипке, от той же ноты, исполняемой на тромбоне. Кроме того, инструментальный тон как целое, составляет высвобождение энергии, а между основным тоном и обертонами эта энергия распределяется неравномерно. Следовательно, мы можем сказать, что создается модель распределения энергии, которая описывает тембр или инструментальный характер тона.
В астрологии зодиакальное положение натального Солнца символизирует "основной тон" характера человека, его цель и судьбу, причем Солнце является также источником динамического потенциала, который поддерживает все органы и функции личности человека в целом; следовательно, в нашей акустической аналогии, это есть мускульная энергия, преобразуемая в звук исполнителем, играющем на инструменте. С другой стороны, Луны представляет энергию, отвечающую за построение этих особых органических структур (модель "обертонов"), через которые солнечный потенциал распределяется и получает возможность действовать. "Жизнь", будучи результатом солнечно-лунной взаимосвязи, является самим инструментальным тоном в его целостности, в то время, как конкретный инструмент (дерево и струны скрипки, медь тромбона) , соответствует общей сумме земных материалов, которые человек наследует от своих родителей и усваивает из пищи и воздуха, которым он дышит.
"Модель распределения" звуковой энергии, которая характеризует тембр инструментального тона, можно представить себе как звуковую дорожку в современном фильме. Она выглядит как сложная синусоида. И можно сказать, что эта синусоида соответствует полному циклу движения, описываемого показателем солнечно- лунной взаимосвязи — Частью Фортуны — поскольку она отмечает ход изменения лунного цикла вдоль окружности астрологического круга. Любое отдельное положение Части Фортуны представляет одну точку в синусоиде завершенной солнечно-лунной взаимосвязи - лунном цикле. А так как эта солнечно-лунная взаимосвязь в действительности является основой неуловимого и непостоянного фактора, называемого "личностью" ("изюминка" кинозвезд, любовников и диктаторов!), Часть Фортуны является наиболее характерным симптомом типа "личности", которую человек может с успехом развивать и проецировать.
Позвольте мне сразу сказать, что здесь я придаю слову "личность" не такой смысл, как в моей книге "Астрология личности" (1936) и других работах, а также в книгах психолога Карла Юнга, когда он говорит об "интеграции личности". Личность — это человек, рассматриваемый как органическое целое психологической и физической деятельности; но слово "личность", используемое, когда говорят "У этого человека есть личность!" или когда говорят о "сценической индивидуальности" — относится к особому качеству, излучению, которое исходит из личности отдельного человека. В первом случае речь идет о сущности, во втором — о качестве, проецируемом этой сущностью.
Фаза Луны при рождении позволяет астрологу обнаружить основной характер солнечно-лунной взаимосвязи и энергии "жизни" — каковы они в себе, но фактическое расположение Части Фортуны в индивидуальной карте рождения помимо этого выявляет особый и строго индивидуальный способ, каким данный человек получает и использует эту жизненную силу — человек, родившийся в определенной точке на земной поверхности, а это означает — подверженный воздействиям определенной среды (географической и социально-культурной). А именно характер этого восприятия и использования жизненной силы определяет — проявляет ли человек "личность" или не проявляет, и природу этого проявления.
Часть Фортуны синтезирует три фактора, с которыми мы должны иметь дело, если мы собираемся получить четкое и полное представление о цикле солнечно-лунной взаимосвязи: Солнце, Луну и местонахождение на Земле. Аналогичным образом фактор "личности" является выражением взаимосвязанности всех функций, органов и способностей в сфере "жизни", из чего создается завершенный человек. В этом смысле личность — это тон и тембр всего человека. Это также способ, каким этот человек отзывается на "жизнь", на внутренние и внешние столкновения, являющиеся проблемами большей жизни.
Если теперь мы рассмотрим Часть Фортуны с точки зрения действия, мы можем определить ее как центральную точку для выражения энергии, генерируемой солнечно-лунной взаимосвязью. Эта энергия, как мы уже видели, проявляется различными путями — как секс, как любовь, как личное обаяние, как излучающее свет здоровье; короче говоря, как всевозможные виды личного выраже- ния, имеющего отношение к уровню человеческой активности там, где превыше всего царит двойственность "жизни". А так как это именно тот уровень, где мы можем раскрыть истоки того, что люди называют "счастьем", то становится объяснимой связь между Частью Фортуны и способностью человека к счастью . и особой природой его счастья.
Счастье — это состояние бытия или сознания, которое зависит от легкости, с которой "жизнь" действует в пределах всего организма (тела и души). Легкость приносит счастье, болезнь приводит к боли, печали, несчастью, и все то, что мешает прохождению потока жизненных энергий через железы, мускулы, нервы или психо-ментальные функции, порождает болезнь, пусть даже легкую или временную. Застой, затем воспаление возникают от задерживания жизненных энергий, а противоположность застою — неправильное обновление (витализация — O.K.) тканей или психических структур ведет к износу и распаду, инфекции и разложению.
Если счастье зависит от легкости функционирования, то для человека должно быть очень важно уметь определить тип активности, в которой его жизненные энергии могут течь с наибольшей легкостью. Такое определение было бы инстинктивным и спонтанным, если бы люди жили в "естественном состоянии" с минимумом наследственных грехов, извращающих нормальный ритм их личного развития. Но люди живут в обществе и обладают удивительной коллективной способностью помнить прошлое своего народа, "связывать время" и конденсировать память о человеческих достиже-ниях в ткани цивилизации. Этот дар — слава человека... и его проклятие. Это означает, что при рождении и особенно в годы юношеского развития аккумулированная энергия традиции, расовой памяти и расовой кармы бросает вызов каждому естественному жизненному инстинкту, который человек в себе имеет. Этот вызов может означать ускоренный и сверх-нормальный рост и развитие способностей большого духовно-ментального значения, но он может также привести к подавленности, фрустрации (разочарова нию) и почти неискоренимому заболеванию тела или души. Он может дать один из этих результатов, или оба сразу — об этом никогда не следует забывать.
Астрология может помочь нам в раскрытии того, что наши поврежденные инстинкты зачастую больше не в состоянии раскрыть с убедительной ясностью нашему запутавшемуся это. Она может также показать нам основные причины, по которым в нашем конкретном случае жизненная сила больше не может проходит с легкостью, то есть причины отсутствия полного и вибрирующего счастья в нашей жизни. А сможем мы или нет избавиться от этих причин — это уже другой вопрос. С точки зрения духа возможно даже, что они служат полезной цели — по крайней мере на время. Тем не менее привилегия человека состоит в том, чтобы прокладывать "сознательный путь", а астрология, если ею умело пользоваться, может дать нам сознательное понимание. Она может привести каждого, кто готов, к озарению полнолуния, которое преображает инстинктуальные и бессознательные энергии "жизни" — и всего того, что принадлежит к сфере двойственности — в силу созидательного смысла. Из людей, подчиненных преходящей и обремененной иллюзиями энергии социально-культурных структур, она может сделать тех, кто идет по пути буддхи (buddhahood) — этого высочайшего символа совершенного озарения полнолуния.
Здесь мы можем отметить, что Будда Гаутама родился, достиг озарения и умер в "полнолуние Мая". В самом глубоком смысле он символизирует подъем инстинкта "новолуния" к ясности сознания "полнолуния", бессознательной Природы к сознательному Смыслу, сексуальной любви к состраданию, культурного совершенства к духовному осуществлению.
Однако, проблема счастья сложнее, чем это может показаться из данного выше определения слова "счастье". Делает его сложным социальному благополучию. Но есть и другой тип счастья, который подразумевает совсем иной ритм индивидуальной активности. Это в основном ясный и сознательный, может быть даже обдуманный тип счастья, который порожден озарением типа полнолуния и развивается через творческие и индивидуальные устремления к реализации полного значения в жизни и творениях человека. Это счастье не зависит в первую очередь — и уж во всяком случае не зависит исключительно — от органического благополучия (физиологического, психологического и культурного). Прежде всего оно зависит от выражения созидательной энергии — а не от простого удовлетворения инстинкта продолжения рода. Оно проявляется в странной алхимии, когда сосредоточенность, необходимая для преодоления боли, смешивается с неким восторгом окрыленности, напряженность сочетается с экстазом высвобождения, а свет обнимает тьму, чтобы могла родиться форма. Нельзя подобрать одного подходящего слова, чтобы описать этот тип счастья, который произрастает вдоль пути полнолуния, но самое простое и может быть самое подходящее здесь слово — это "радость".
Часть Фортуны не может непосредственно выявить природу и индивидуальные особенности такой созидательной и ясной радости, потому что эта Часть относится прежде всего к тому типу деятельности, который развивается вдоль пути прибывающей Луны. Таким образом цикл Части Фортуны (от асцендента к надиру, затем к десценденту и зениту, и опять к асценденту) начинается с новолуния и им же заканчивается. Но есть точка, которая полярно противоположна Части Фортуны, она находится на асценденте во время полнолуния и следовательно на десценденте во время новолуния. Если астрология не принимает эту точку во внимание, то это потому, что астрология еще не осознала смысл начала полнолуния. Мы назовем эту точку "Точкой озарения".
Эта Точка озарения вращается по кругу до-
MOB и Зодиаку точно так же, как и Часть Форту-
                                                                                          ны,только ее долгота всегда противоположна
долготе Части Фортуны, и она всегда находится
в противоположном доме. Эти две движущиеся
точки постоянно полярно противоположны —
как в китайском символе инь и янь из "Книги
Перемен", где темная и белая фигуры вращаются в постоянном

объятии по кругу. Этот символ — типичный иероглиф "жизни" — и всех процессов в сфере двойственности.
Эта сфера, как ее воспринимает обычный человек, является сферой бессознательной энергии и инстинктивной деятельности. Однако нет необходимости, чтобы она таковой оставалась. Время тоже, как я уже говорил в начале этой книги, обычно действует в бессознательности. Оно управляет волнами, которые накатывают, как неодолимые волны прилива, из глубин бессознательного в человеке. Люди то поднимаются, то опускаются на этом "колесе времени", которое есть судьба. Однако, в этом для них нет необходимости. Человек может избавиться от своей скованности "объективным временем" и прийти к озаренной и созидательной сфере "субъективной продолжительности". Время может стать "индивидуализированным". Настоящий йог, согласно сутрам Патанджали, обучается задерживать свой разум в самом быстротечном моменте и придавать этому моменту индивидуальный человеческий смысл, которой столь же завершен, как и тот, что возникает из эонов (вечности) коллективной расовой эволюции. А дух может выразить себя в сфере двойственности так же, как и в сфере многократной интеграции, если энергия, порожденная двойственностью, усваивается человеком в состоянии полной осознанности и индивидуализации.
Это не метафизика. Это — психология, психология давнего прошлого и грядущих веков. А астрология может быть ступенью на пути развития такой психологии — психологии "полнолуния", для людей на их долгом пути к "озаренной жизни".
То, что мы назвали Точкой озарения — это показатель возможности для любого человека прокладывать этот "сознательный путь", или "Дао", как его называют в Китае. Именно на этом пути раскрывается смысл видения или понимания, проявлявшегося в полнолуние; а смысл раскрывается, поскольку он адекватно выражен в слове (или логосе). Он раскрывается в период убывания Луны — если человек встретил полнолуние положительно, и если ему удается поддерживать такое состояние разума. Акт формулирования смысла — это суть сознательной и ясной созидательное™. Радость рождается в душе людей, которые успешно и с легкостью исполняют такой акт.
Однако созидательная радость в своей сути (хотя и не всегда в своих внешних проявлениях) полярно противоположна органиче- скому благополучию. Полное проявления счастья — в самом широком смысле этого слова — должно включать в себя оба полюса. О "жизни" тоже нельзя сказать, что она проживается в полноте человеческих способностей, если она не объединяет в себе две противоположности — новолуние и полнолуние. И ни один человек не может достичь состояния полноты бытия, если в нем не объединились два дополняющих друг друга типа активности и осознания, символизируемые асцендентом и десцендентом. Аналогичным образом, субъективное излучение и проекции "личности" всегда остаются односторонними элементами, если они не гармонизированы с объективным пониманием и чувством сострадательной взаимосвязи, которые должны поляризовать их.
В плане практических астрологических методов вышесказанное попросту означает, что Часть Фортуны, как показатель индивидуальной природы факторов личности и счастья в жизни человека, выявляет только, так сказать, половину возможностей, открытых этому человеку. Тем не менее это та половина, которая настолько преобладает в нынешнем среднем человеке, даже в самых культурных кругах, что она естественно привлекает наибольшее внимание. Поэтому я подчеркну ее, описывая характерное значение Части Фортуны в каждом доме и знаке Зодиака, а завершу я кратким обзором значений контактов, которые могут иметь место в карте рождения между Частью Фортуны и планетами.
Однако, следует уяснить, что это характерное значение Части Фортуны включает в себя значение Точки озарения, которая всегда противоположна ей, точно так же, как ссылка на асцендент карты всегда обязательно подразумевает ссылку на его полярную противоположность, десцендент. В самом деле, положительное значение Части Фортуны в домах выше горизонта (то есть, после полнолуния) по сути определяется значением Точки озарения, которая тогда начала утверждать свои свойства. С другой стороны, отрицательное значение Части Фортуны над горизонтом — результат постепенного ухудшения основной солнечной энергии (или "тона") после того, как пройдена наивысшая точка лунного месяца — полнолуние. Однако едва ли необходимо подчеркивать такое отрицательное значение, так же как к примеру нет необходимости подчеркивать постепенную утрату физической выносливости после "перемены жизни" в сорокалетнем возрасте, потому что тогда существенным фактором, на котором следует сосредоточиться, является возможность роста в индивидуальном сознании и развитие социальных и духовных результатов предыдущих десятилетий жизни.
Существуют три пути, по которым положение части Фортуны в натальной карте может дать информацию, касающуюся личности человека и наилучших способов, которыми он может действовать в обществе, искать счастья и высвобождать свои жизненные энергии: это положение Части Фортуны в одном из домов, ее положение в одном из знаков Зодиака, и контакт, который она может образовывать с одной или несколькими планетами.
Положение Части Фортуны в одном из двенадцати домов дает указания, которые должны быть аналогичными тем указаниям, что мы получаем от изучения восьми лунных типов личности; но здесь мы имеет дело с двенадцатикратной классификацией, а не с восьмикратной. Кроме того, как мы уже видели, фактор широты рождения вносит значительные различия, которые могут отражать коллективно принятые модели взаимосвязи между отдельными людьми, родившимися в высоких широтах, и их обществом. Например, человек, родившийся далеко на севере, был бы типом серповидной Луны, имея однако свою Часть Фортуны в первом доме, если знаки Зодиака плотно наполняют этот первый дом. Это было бы в случае, когда восходят "знаки короткого восхождения", в северном полушарии это Козерог и следующие за ним знаки, в том время, как Рак и идущие за ним знаки являются "знаками долгого восхождения" — но знаки короткого восхождения становятся знаками долгого восхождения к югу от экватора.
В результате следует уметь, по крайней мере в идеале, уравновешивать и объединять информацию, имеющуюся в карте рождения человека, по лунному типу и положению Части Фортуны в доме. Положение в доме больше относится к строго индивидуальному фактору в вопросе личного счастья, и вообще личных психо-биологических реакций на повторяющиеся жизненные ситуации — реакции, которые оказывают глубокое влияние на то, как человек относится к проблемам повседневной жизни. В отличие от этого, лунный тип характеризует глубинные реакции человека на его основное предназначение. Кроме того, показания положения в доме следует всегда интерпретировать в отношении любого контакта, который Часть Фортуны образует с планетой.

Здесь я должен подчеркнуть, что эти указания, касающиеся Части Фортуны — очень личные и зачастую носят весьма субъективный характер. Часть Фортуны может относиться к богатству или удаче человека, но это не самое основное ее значение, во всяком случае — не первостепенное значение.
Следовательно, значения, перечисляемые далее, должны восприниматься только как общие указания на возможности, открытые человеку, к которому относится положение Части Фортуны в доме. Но здесь я должен добавить, что поскольку Часть Фортуны изменяет свое положение относительно горизонта определенной местности лишь на 12-15 градусов в день (лунное увеличение по долготе минус солнечное), она обычно в течение одного дня остается в том же доме. Поэтому положение Части Фортуны в доме можно определить приблизительно, даже если час рождения неизвестен.
Часть Фортуны в домах
Первый дом: Обычно это относится к человеку типа новолуния. Следовательно это положение заключает в себе черты этого типа. Вообще говоря, успех и счастье должны приходить к тому человеку, который помещает себя и свои уникальные достижения (какими бы незначительными они ни казались другим) в самое основание своей приспособленности к обществу и среде. Это не обязательно означает гордость, а скорее строго индивидуальный лично ответственный подход к жизненным ситуациям. Это означает самоуверенность, но также желание исполнить свое предназначение и сделать это по-новому, согласно личной оценке проблем, подлежащих решению (президент Джонсон). Опасность состоит в уходе в самого себя и/или ощущении себя отделенным от остальных людей.
Второй дом: здесь многое зависит от того, какой тип человека затрагивается — тип новолуния или тип серпа, а может быть даже тип первой четверти. Человек должен испытывать побуждение притягивать к себе "социальную материю" — деньги, имущество, наследуемые культурные ценности и т.д. — и делая это, ощущать себя счастливым, особенно если ему это нужно, чтобы сделать более конкретным и действенным свое ощущение "индивидуального" бытия. Он может и должен искать поддержки в своем стремлении оставить отпечаток, на своем окружении. Он может быть хорошим менеджером, особенно если его Солнце и Луна образуют секстиль — аспект в 60°. Замечательным примером этого положения Части Фортуны была великий педагог Мария Монтесорри, разработавшая новый подход к ребенку и метод, способствующий раскрытию его индивидуальных способностей.
Третий дом: Это положение обычно указывает на способность противостоять препятствиям, имеющимся в непосредственном окружении человека, и действенно решать проблему оценки и вдумчивого усвоения интеллектуальных и культурных ценностей, окружающих подростка. Человек обычно находит счастье в попытке достичь этих целей и передать другим свои идеи и ощущения. В некоторых случаях, когда это естественное стремление нарушается обстоятельствами, разум может стать напряженным, безжалостным и деструктивным. Все сосредотачивается вокруг борьбы устремлений или идеологий. В ранние годы человек стремится найти себе "пример" для подражания, затем старается пойти на один шаг дальше него. В карте рождения композитора и пианиста Ференца Листа, которая будет рассматриваться в этой книге далее, Часть Фортуны находится в третьем доме, недалеко от Солнца. Большую часть жизни он провел, разъезжая с концертами из страны в страну, производя большое впечатление на современных ему музыкантов своими новыми идеями. Другой пример — Иосиф Сталин, а также Конрад Аденауэр.
Четвертый дом: стремление к дому и корням, поиски соответствующей основы для личности — объединение, на котором строятся личные цели — должны быть весьма значимыми. Для счастья потребуется ощущение стабильности, чувство, что человек соприкасается с долговременными ценностями и прочными концепциями, что он не один в таком восприятии. У некоторых великих людей (например у Уолта Уитмена) стабильность может находиться целиком в них самих, однако определяющей остается потребность найти других людей с подобными взглядами. "Дом" требует "Другого", а истинное объединение личностей — более широкую систему отсчета, общину, которая дает смысл и цель устремлениям отдельного человека. Тогда Точка озарения находится в десятом доме и представляет возможность найти удовлетворение более широким способом через отождествление с социальным, профессиональным, национальным целым. Президент Кеннеди являет собой замечательный пример расположения Части Фортуны в четвертом доме.
Пятый дом: Импульс личностного роста высок, а созидательные или эмоциональные энергии человека так или иначе перехлестывают. Создается впечатление, что счастье — результат этого инстинктивного или эгоцентрического вливания человека в его общину. Эмоциональную радость такие люди могут находить в созидательной художественной деятельности (Джордж Гершвин, Чарльз Ивз — два выдающихся композитора) или в воле к власти (Джей Гоулд, к примеру, и де Голль). В той или иной форме обычно присутствует азартное побуждение.
Шестой дом: В большинстве случаев это означает рождение', довольно близкое к полнолуние. Изначальный импульс цикла достигает своей вершины, а человек приближается к гребню волны, и часто торопится завершить, улучшить или осмыслить то, что было начато в прошлом. Следовательно, счастье может быть найдено в работе, самосовершенствовании, самодисциплине, отточенности формулировок. Обычно человека с таким расположением Части Фортуны вдохновляет, осознанно или нет, культурно-социальное или политическое прошлое, в котором он находит счастье. Он стремится привести это прошлое к завершению, а также преобразовать его с тем, чтобы оно отвечало новому видению, провозвестником которого он себя ощущает. Обычно он процветает в периоды кризиса, когда неспокойное общество оспаривает традиции. Интересными примерами такой ситуации являются граф Герман Кайзерлинг как философ, Дж.Н.Морган как наследник банковской традиции, которую он развил далее.
Седьмой дом: Это означает рождение вскоре после полнолуния, хотя сюда могут также входить люди рассеивающего типа. В положительном плане счастье они находят во внесении самой полной ясности в важные взаимосвязи, а в отрицательном плане, в порывании с теми "браками" (на любом уровне) или союзами, которые не принесли удовлетворения и более широкого осознания существования. В том и другом случае человеческая взаимосвязь является тем фактором, который вызывает все великое индивидуальное озарение. В отрицательном смысле человек может быть слишком озабочен переживанием взаимосвязи или подчинен этому обстоятельству. Ощущая, что это именно такой случай, он может сосредоточить свою тягу к взаимосвязи на некоем абсолютном и трансцендентном "Ты".
Восьмой дом: Этот дом традиционно относится к смерти, вторичному рождению или духовному возрождению. Но он также имеет отношение к использованию энергий, порождаемых всеми типами взаимосвязи, и особенно тех, которые возникают из контрактных соглашений — а они являют собой самую суть "бизнеса". Наш современный мир в основном покоится на сделках (контрактах), заключенных отдельными лицами и/или группами; но эти сделки часто меняются — заключаются, расторгаются, перезаключаются. Это относится даже к современным бракам и к тем партнерским отношениям по работе, которые в прошлом носили постоянный характер. Человек с Частью Фортуны в восьмом доме может быть сильно вовлечен в проблемы менеджмента (управления), но это слово — менеджмент — приобрело необъятную область применения. Индийский гуру, такой как Мехер Баба, которого его последователи считают "божественным воплощением", также имеет дело с правильным управлением теми праведными энергиями, которые его "шелы" отдали ему в распоряжение, а император Мутсу-Хито, который был основателем современной Японии, эффективно распорядился властью, которой его наделила традиция. К этой категории принадлежал также Уэнделл Уилки, который осознал фактическую неизбежность "единого мира" человечества.

Девятый дом: Такое положение Части Фортуны подчеркивает тенденцию искать счастья в процессе самовозвеличения. Но такие процессы могут быть основаны либо на эгоцентричном, упорном честолюбии, либо на глубоком изучении смысла социальных и психологических законов. Оно может указывать на стремление к далеким путешествия, к раскрытию "образа жизни других людей". Оно может привести к стремлению потерять свое "я" в мощном религиозном движении, трансцендентной сфере бытия. Такие государственные деятели, как Джефферсон, Бисмарк, Ленин, Гитлер, Неру с "легкостью" отождествляли себя с жизнью своих стран, когда они строились или перестраивались. Карл Юнг находил свое "счастье" в глубоком изучение психологических процессов во время их кризиса и переориентации.
Десятый дом: Здесь мы имеем дело с "профессионалом". В более глубоком смысле, человек с Частью Фортуны в этом доме берется осуществлять свою роль в обществе — роль, которая обычно бывает сформулирована прошлыми поколениями. В случае Виктора Гюго и Данте, эти люди находили радость в исполнении функции Поэта. Человек типа Троцкого действует бескомпромиссно как революционер. Человек типа Муссолини берется воплотить архетип Цезаря. В Эйнштейне мы видим новый тип провидца-мистика области высшей математики, которая хоть и кажется столь далеко от жизни, но может иметь самое конкретное применение. Однако это отождествление с социальной функцией никогда не бывает полностью значимым и созидательным, если данный человек не является также настоящей "личностью", глубоко уходящей корнями в самую почву индивидуальной самости. (Точка озарения в четвертом доме.)

Одиннадцатый дом: В положительном аспекте этот дом можно интерпретировать как "бабье лето" цикла, причем преобразование личного сознания не только приводит к осознанию крупных коллективных проблем, но и дает возможность участвовать в значительных усилиях, направленных на обновление и преобразование традиционных ценностей и институтов. В более отрицательном смысле, этот дом относится просто к мечтам или к идеалам, не созвучным ритму человеческой эволюции. Человек, родившийся с Частью Фортуны в этом разделе пространства, окружающего его рождение, может искать счастье в мечтах, или искать компенсацию личных комплексов в революционной или анархистской деятельности, не отвечающей "потребности времени". Он может быть также первопроходцем и реформатором социальных, культурных или духовных ценностей. Хорошими примерами являются Дарвин, отец современной теории эволюции видов, и Махатма Ганди — одновременно мечтатель, пророк и государственный деятель

Двенадцатый дом: В основном этот дом относится к конечным результатам цикла деятельности. В социальном плане такие результаты представлены институтами и традициями и всеми коллективными психологическими "душами" культуры общества, а также плодами стараний многих поколений. Часть Фортуны в этом доме может указывать на способность человека наслаждаться этими конечными продуктами цикла его культуры или сильно страдать от них. Человек может также находить счастье в принятии и следовательно в преобразовании или растворении своей кармы. Он может также конденсировать, так сказать, в себе эти результаты цикла и становиться "семенем", другими словами, его достижения могут стать основой нового цикла. В оккультном смысле он может даже достичь личного бессмертия, чтобы то, что он из себя представляет как оформившийся разум, могло пережить распад физического тела. У многих, но не у всех, личностей бальзамического типа, их Часть Фортуны расположена в двенадцатом доме, у остальных она находится в одиннадцатом. К первой категории принадлежат Лютер, Томас Пейн, Вашингтон, Кант, Уильям Джеймс, папа Павел VI

Отредактировано Ольга (2005-06-28 08:40:59)